ИЦ 'Socio Ego' - теория и практика менеджмента.

Институт

 

ИЦ 'Socio Ego' - теория и практика менеджмента.    

 ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА :: МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА :: МИРОВОЙ ОПЫТ


Внимание! Включите поддержку JavaScript

 

Внимание! С нашей точкой зрения по проблеме мотивации персонала можно ознакомиться здесь...

 

Предыдущая страница  Следующая страница


МОДЕЛЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ТРУДА

Подход к исследованию мотивации с точки зрения подкрепления не разрабатывался как теория мотивации труда. Фактически это не теория, а набор принципов, связывающих поведение с его последствиями. Эти принципы были выведены из данных о поведении, накопленных первоначально в ходе лабораторных исследований научения. Как подход к изучению мотивации труда модель подкрепления получена путем экстраполяции этих принципов научения на трудовое поведение людей. Первостепенным значением обладают три принципа:

1. Люди продолжают совершать поступки, последствия которых вознаграждаются. Вознаграждение повышает (подкрепляет) вероятность того, что поведение, за которым оно следует, при аналогичных обстоятельствах будет повторяться.
2. Люди избегают поступков, последствия которых наказуемы. Наказание снижает вероятность того, что поведение, за которым оно следует, будет повторяться (по крайней мере в присутствии условий или агента наказания).
3. Люди постепенно перестают совершать поступки, последствия которых не вознаграждаются и не наказываются. Поведение с нейтральными последствиями рано или поздно будет прекращено.

В применении к мотивации труда принципы подкрепления означают, что трудовые усилия являются прямой функцией того, насколько сформирована и усилена связь между трудовым поведением и вознаграждением. Если усердная работа и поведение, соответствующее ожиданиям, вознаграждаются в большей степени, чем наказываются или игнорируются, то человек продолжит такое поведение. С другой стороны, если результаты трудовых усилий каким-то образом приносят человеку наказание, то эти усилия будут уменьшены. Трудовые усилия также будут уменьшены, но более постепенно, если кажется, что они не вознаграждаются и не наказываются.

Что же является источником этих вознаграждений, от которых так существенно зависят трудовые усилия? При подходе к мотивации исключительно с точки зрения подкрепления изучается влияние, оказываемое на трудовые усилия подкреплением, исходящим от окружающей среды, — то есть внешним подкреплением. Это подкрепление обеспечивается за счет неформальных вознаграждений, таких как похвала или признание, а также за счет формальных поощрений, исходящих от организации, — таких как премии, привлекательные рабочие задания, предоставление более просторного офиса или повышение в должности.

Большинство индустриально-организационных психологов считают, что внутреннее подкрепление (вознаграждение, которое человек «выдает» самому себе, например гордость за себя или чувство достижения) также влияет на мотивацию труда; некоторые считают, что его относительное значение больше. Предположение Деси (Deci, 1972) о том, что внешние вознаграждения в действительности могут приводить к снижению внутреннего подкрепления, стимулировало возникновение активного направления исследований, которые продолжаются уже в течение более 20 лет.

Некоторые исследователи до сих пор считают, что при определенных условиях внешние вознаграждения способствуют угасанию поведения, имеющего внутреннюю мотивацию (например, Hitt, Marriott & Esser, 1992), но основная масса данных не подтверждает это предположение (Eisenberger & Cameron, 1996). В настоящее время представляется наиболее вероятным, что два вида подкрепления оказывают аддитивное воздействие (например, Davis, Bagozzi & Warshaw, 1992; Scott, Farh & Podsakoff, 1988; Wiersma, 1992). Однако, какова бы ни была связь между ними, внутренние вознаграждения не играют никакой формальной роли в модели подкрепления; в этой модели увеличение мотивации труда происходит за счет того, что другие люди наблюдают за поведением сотрудника и поощряют желательное поведение, создавая таким образом историю положительного подкрепления.
 

 

Предыдущая страница  Следующая страница

Внимание! Включите поддержку JavaScript

 

Copyright © 2003 Socio Ego



 

(095) 978-82-81, 251-10-53

Почта

man_research@socioego.ru

Информация

Москва, Миусская пл. 9, офис 186

Новослободская